Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Саксофон в консерватории

В Консерватории открыт класс саксофона, и это несомненно знак огромного прогресса в медленной и осторожной ее эволюции. Наконец-то со столетним опозданием (инструмент был создан Саксом около 1840 г.) саксофон одержал здесь победу. При первом его появлении на свет против него был настроен весь тогдаш­ний музыкальный мир. Это было проявлением ретроградной сущности последнего. Исключение составляли только некоторые композиторы, интересовавшиеся новыми тембрами: Берлиоз и Вагнер. Вагнер ввел саксгорны в опер­ный оркестр. Из этого можно заключить, что немалое влияние на вагнеровскую оркестровку оказал гениальный конструктор этих инструментов.

Тем не менее саксофон оставался изгнанным в военные оркестры. Его не желали видеть в симфоническом оркестре, поскольку ни Бетховен, ни Моцарт им не пользовались. Он стал широко популярным благодаря джазу и различным видоизменениям своего основного тембра. Но из-за указанных видоизменений все без стеснения клеве­тали на него. Сделали из саксофона инструмент, виновный во всех непристойных звучаниях. Наибольшая вина за эти злоключения саксофона падает на долю литераторов. Им только дай поговорить о музыке. Все то, что они слышали и замечали в джазовом оркестре, приписывали саксофону, начиная с «дикого кудахтанья», «режущих слух воплей» и «навязчивой икоты»... А между тем у саксофона голос благородный, серьезный и захватываю­щий. В руках хорошего солиста это инструмент-певец. А те звучания, которые пугают целомудренные уши, обязаны дурной славой кларнетам-пикколо, трубе с различ­ными сурдинами американского происхождения, тромбонам, исполняющим опасные глиссандо.

Появление в Консерватории класса саксофона официально подтверждает наше уважение к нему. Быть может, вскоре в больших симфонических оркестрах отведут, так же как для кларнета, пюпитры для саксофона со всеми его разновидностями (сопрано, альтом, тенором, басом или баритоном). Этому, однако, будет мешать при­вычная рутина. Ведь до сих пор еще состав оркестра основан на бетховенском. Даже теперь, в 1948 году, кларнет-пикколо или альтовую флейту считают «дополнительными» инструментами. Хорошо, что с некоторых пор хоть введение саксофона не наталкивается на формальное сопротивление, на испуганный отказ от исполнения партитуры, в которой его дерзнули применить.

Это факт, что даже выдающиеся виртуозы, играющие на духовых инструментах, не пользуются громкой славой, окружающей лучших пианистов, скрипачей и вио­лончелистов. А причина в том, что светские девицы не играют на кларнете и фаготе. На мой взгляд, они неправы. Многие из них принесли бы больше пользы, если бы оставили свои рояли и посвятили досуги и способности, коими они одарены, инструментам менее затасканным.

Что же касается нас, профессионалов, то мы отлично знаем: хороший корнетист стоит бесконечно больше полусотни средних скрипачей. Качество оркестра в очень большой мере зависит от достоинств его духовых групп, медной и деревянной


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса

ЗАКЛИНАНИЕ ОКАМЕНЕЛОСТЕЙ Маленький прелюд Перспективы Реприза Маленькая сюита для пианистов Открытое письмо Маргариты Лонг Ответ госпоже Лонг Моцарт Бетховен Бетховеномания Берлиоз, этот непризнанный.... "Палестрина" "Пенелопа" Клод Дебюсси Морис Равель Оливье Мессиан "Жинерва" "Примерные Животные" Воспонимания и сожаления История Окаменелостей "Природа в музыке" В защиту камерной музыки Саксофон в консерватории Киномузыка Музыканты в представлении деятелей кинематографии Песни для юнешества Знаменитая "Грусть Шопена "Общественное достояние", или изъятие частной собственности Неосведомлённый господин Парэ Привелегии для Французской музыки Не ограничивать ли рост музыкальной продукции Молодым музыкантам Заключение