Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная жизнь и общественно-музыкальная коммуникация

Сразу после революции, а затем в 20-х и 30-х годах демонстрации и митинги заняли еще большее место в общественном быту. И несомненно, что это обстоятель­ство значительно способствовало расцвету в первую оче­редь именно массовой (а не сольной эстрадной) песни.

Влияние условий общественного бытования на твор­чество можно видеть также на примере музыкальной жизни современного Запада. Для нее во многом харак­терно тяготение композиторов к камерной опере, камер­ной симфонии, камерному балету, к уменьшению внеш­них масштабов действия и исполнительских составов в этих некогда монументальных жанрах. Явление такого рода объясняют большей частью только идейно-эстетическими мотивами, в том числе измельчанием замыслов, ростом индивидуализма и т. п. Ссылаются также на всеобщее увлечение музыкой Ренессанса и барокко.

Всё это так. И вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов еще один, сугубо социологический фактор — зкономические, коммерческие трудности организации/и деятельности в капиталистических странах больших оперных и балетных трупп и симфонических оркестров. Эти трудности (о них, в частности, пишет А. Онеггер в книге «Я — композитор») толкают антрепренеров и ис­полнителей к созданию небольших, более подвижных и дешевых оперных ансамблей, концертных балетных кол­лективов, камерных оркестров. А это в свою очередь ориентирует и композиторов в том же направлении

Впрочем, и в благоприятных обстоятельствах многие композиторы чрезвычайно чутки и внимательны к тому, в какой обстановке должно прозвучать их произведе­ние и кто его будет исполнять, заранее «программируя» необходимые условия звуковой реализации своей музы­ки в ней самой. Это касается всех условий, вплоть до акустических

Уже приводились слова П. Беккера об ориентации Бетховена в его симфониях на большие за­лы и крупные составы оркестра. Подробно и хорошо говорит о том же Б. Бриттен: «Когда сочиняешь музы­ку, постоянно помнишь об условиях исполнения: [...] об акустике и имеющихся в твоем распоряжении исполни­тельских силах, об особенностях инструментов и голо­сов. Подобные вопросы всегда занимают внимание ком­позитора и, конечно, находят отражение в самой музы­ке. Для меня они не только не служат ограничением, но представляют собой вызов и вдохновение. Музыка не может существовать в безвоздушном пространстве, она мертва до тех пор, пока ее не исполнят; а исполнение подразумевает определенные условия. Легче всего на свете написать пьесу, которую невозможно или почти невозможно исполнить. Однако я предпочитаю этого не делать. Я предпочитаю изучать условия исполнения и приспособлять к ним мою музыку» 1. Бриттен приводит (пример из своего творчества: «…Самая эффектная музыка-—это та, которую можно услышать в большом Iготическом соборе, то есть полифоническая музыка, специально написанная и рассчитанная на эти акусти­ческие условия. Именно такую задачу я себе ставил в «Военном реквиеме», рассчитывая на мощную реверберирующую акустику. И именно там эта музыка звучит лучше всего»2.

По существу, в рассуждениях английского компози­тора речь идет о необходимости учитывать и использо­вать в творчестве особенности жанра, ибо каждый жанр как раз и предусматривает определенную обстановку звучания и состав исполнителей. Но подчинение требо­ваниям жанра и умелое применение его возможностей важны не только потому, что обеспечивают в соответ­ствующей обстановке максимальный эффект исполне­ния. Они дают в руки композитора такое мощное средство общения с аудиторией, как жанровый «код» Следование этому «коду» (когда опера есть действи­тельно опера с ее жанровыми особенностями, знакомы­ми публике, а симфония есть симфония) помогает авто­ру музыки найти контакт с публикой и весьма облег­чает последней восприятие произведения, особенно если сам жанр любим ею или, во всяком случае, пользуется ее доверием

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса