Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная жизнь и общественно-музыкальная коммуникация

Как повлияло это обстоятельство на содержание сим­фонии? Известно, что по тематике и эмоциональному строю симфонии чрезвычайно разнообразны, и какие-либо закономерности могут быть определены здесь только в общей форме. Помня об этом, мы можем, однако, присоединиться к П. Беккеру, указавшему, что бетховенская (и послебетховенская) симфония, как пра­вило, воплощает «некое общее, имеющее массовый ха­рактер, чувствование...»2. Именно выражение больших идей, способных объединить аудиторию, обладающих «обобществляющей» силой, оправдывает обращение ком­позитора-симфониста к обширному кругу слушателей и использование им громадного исполнительского аппара­та. (Это не означает, конечно, что не бывает симфоний, лишенных «обобществляющего» содержания. Но в та­ких симфониях внутренняя сущность их музыки при­ходит в противоречие с природой жанра. Принадлежа по формальным признакам к симфоническому жанру, они по существу должны быть отнесены к камерному.) Известно, что у Бетховена и в симфониях, и в сонатах выражены глубокие мысли о мире и человеке.

Но при этом знаменательно, что его симфонии в большей степени посвящены судьбе масс, а сонаты — личным переживаниям. Не случайно в камерном жанре Бетхо­вен «позволяет себе» выражение более трагичных на­строений, причем некоторые сонаты заканчиваются остродраматичными финалами, тогда как все симфонии завершаются утверждением радости, победы.

Еще один пример. В России к середине XIX века содержание музыкального творчества в его высших об­разцах (Глинка, Даргомыжский) приобрело общенарод­ное значение. Но обстоятельства бытования музыки (придворный театр, салонное музицирование, закрытые домашние концерты и т. п.) сохраняли замкнутый ха­рактер. Эти условия не благоприятствовали росту ряда жанров, рассчитанных на публичные формы музыкаль­ной жизни (симфония, инструментальный концерт), хотя идейные предпосылки для их формирования уже созре­ли в русской музыке.

Положение изменилось в 60-х—90-х годах, когда начали широко распространяться общедоступные кон­церты, шире раскрылись двери казенных театров, а за­тем появились и частные оперные труппы. В этих изме­нениях сыграли свою роль как идейные факторы, так и экономические (чем подчеркивается частичная незави­симость обстоятельств исполнения музыки от содержа­ния творчества). Тогда-то и сформировались оконча­тельно русская симфония, русский инструментальный концерт, возникла более благоприятная обстановка для воплощения на сцене некоторых видов русской оперы, и прежде всего — «народной музыкальной драмы». Опять же исходным моментом было развитие общественных идей. Но изменения условий бытования музыки, форм музыкальной жизни тоже сыграли свою роль.

Наконец, возьмем формирование и эволюцию в на­шей стране жанра массовой песни. В России он зародился в конце XIX —начале XX века, когда стало развиваться организованное массовое революционное движение во главе с пролетариатом. Рабочие гимны этого периода («Интернационал», «Варшавянка», «Сме­ло, ^товарищи, в ногу» и др.) — прямые предшественники будущих советских массовых песен. Они появились как средство выражения новых, социалистических идей. И в то жЈ время их облик, облик призывных гимнов и бое­вых маршей, новаторский по сравнению с песнями пре­дыдущего периода, сложился в большой мере под воз­действием новых форм революционной борьбы: много­людный митингов и уличных демонстраций, где звучали речи ораторов и где песни подхватывались огромными массами участников организованного шествия. Эта об­становка бытования и повлияла сильнейшим образом на формирование нового песенного жанра

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса