Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Кроме интереса к произведению и других названных только что компонентов музыкального сознания слуша­теля, его установку на восприятие определяют также более подвижные, недолговечные, «одномоментные» фак­торы. Эта установка включает в себя ожидания, обу­словленные обстоятельствами предстоящего исполнения, теми сведениями о жанре произведения, стиле его авто­ра и манере исполнителей, которыми располагает слу­шатель, и т. д. Так, предстоящее исполнение симфонии вызывает, очевидно, иные ожидания, чем исполнение оперы или песни. Различия связаны с тем, что слушатель уже знает, чем отличается симфония от оперы или пес­ни. Знание же это есть результат его опыта, который имеет не только индивидуальную, но и социальную при­роду, поскольку различия музыкальных жанров обу­словлены практикой их общественного бытования.

Установка будет различной и в зависимости от того, находится ли слушатель среди публики, которая с нетер­пением ждет любимого артиста, заранее «наэлектризо­вана», или среди аудитории равнодушной или даже враждебной к композитору и исполнителям (и даже от оттого, оформлен ли зал празднично или буднично, го­рят ли в нем яркие люстры, нарядно ли одета публика и т. п.).

Когда начинается исполнение, впечатления от него накладываются на заранее возникшую установку, кото­рая определенным образом влияет на них. Поэтому даже хорошая музыка поможет вызвать у слушателя разочарование и не произвести должного воздействия, если он ожидал чего-то совсем иного (например, если люби­мое им произведение, ради которого он пришел на кон­церт, неожиданно заменено другим, или вместо симфонии на филармоническом концерте исполняются эстрадные песни, а на эстрадном вместо песен — симфония). Так начинается проникновение социальных моментов (ввиду общественной обусловленности установки) в самый про­цесс восприятия.

Музыкальное восприятие — это многоуровневый про­цесс, обладающий сложной структурой. Включая в себя (как и всякая деятельность) познание, оценку, созида­ние (в данном случае — воссоздание) и общение1, оно делится на несколько стадий. Предварительная из них — это возникновение интереса к произведению, которое предстоит услышать, и установки на его восприятие. Основные: 1) слушание как физический и физиологи­ческий процесс, 2) понимание и переживание музыки, 3) ее интерпретация и оценка. Наконец, музыкальная социология должна учитывать и изучать еще одну ста­дию восприятия, выходящую по времени за пределы непосредственного контакта слушателя с музыкой: по­следействие произведения, то есть его осмысление и пере­осмысление после исполнения (частично — под влиянием окружающих), его воздействие на последующее поведе­ние слушателей. Разделение это надо признать условным, потому что в действительности указанные стадии вовсе не обяза­тельно следуют одна за другой, а зачастую накладыва­ются друг на друга.

Это — логические этапы, а не хронологические. Мы одновременно слушаем произведение, понимаем его, истолковываем и оцениваем. Правда, ин­терес и установка предшествуют остальным стадиям, но и они могут частично формироваться и изменяться во время слушания. Однако для удобства изложения рас­смотрим каждую из стадий в отдельности.

Общим для них служит воздействие, наряду с инди­видуальными, социальных факторов. Относительно мень­ше эти факторы влияют на стадию физического слуша­ния, хотя и здесь можно говорить о значении внешних условий восприятия: размеров и удобства зала, его акус­тических качеств, поведения публики (шум или тишина). Зато велика их роль на стадии понимания и пережи­вания. Эта стадия включает в себя уже не только об­щение (контакт) с произведением, но и мысленное вос­создание его материальной формы и такой существен­ный момент, как познание содержания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса