Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

4) Необходимо максимально использовать зависимость личных и групповых интересов от макро- и микросреды. Одна из задач — разностороннее включе­ние личности (или малой группы) в ту большую обще­ственно-культурную группу, в которой уже развиты желательные музыкальные интересы (например, как можно более полное приобщение приехавшего из де­ревни в Москву или Ленинград юноши к рабочей среде большого города, обладающей богатыми музыкальны­ми традициями). Другая задача — воздействие на лич­ность через ее ближайшее окружение и через референтную группу, используя влияние авторитетных для нее лиц (например, привлечение всех школьников к серьезной музыке через пробуждение активного инте­реса к ней сначала у лучших учеников класса — его «лидеров»).

В том и другом случае должны быть целесообраз­но «обыграны» соображения престижа. Так, стоило бы повысить авторитет серьезной музыки с помощью массовых средств информации (а также рекламы, мо­ды и других общественных механизмов), чтобы вну­шить самым широким слоям общества мысль о том, что это действительно серьезное и важное дело (на­пример, уделять в газетах симфоническим концертам и оперным спектаклям место, соизмеримое с пло­щадью, отводимой спорту). Это — метод воздействия через среду.

5) Наконец, важнейшую, пожалуй даже решаю­щую, роль должно сыграть вовлечение личности и всей группы в более или менее активную музыкальную дея­тельность, способную обогатить их опыт общения непо­средственно с самой музыкой, познакомить с неизве­стными им ранее произведениями. Новые предметы вызовут у людей к жизни и новые интересы и — более того — породят новые потребности (благодаря чему соответствующие интересы обретут прочную объектив­ную базу). Здесь действует закон взаимосвязи произ­водства и потребления, стимулирующих друг друга. По аналогии можно сказать, что музыкальная деятель­ность субъекта не только отвечает на его потребности, по и формирует их, что и должно быть использовано для развития интересов. Это — метод воздействия через деятельность.

Музыкальные интересы субъекта, проявляясь вовне (в словах или поступках), тем самым превращаются в его запросы, которые становятся, вместе с различны­ми дополнительными стимулами (внемузыкальные ин­тересы и т. д.), мотивом и толчком для деятельности по духовному овладению предметами интересов — му­зыкальными ценностями. Однако прежде чем присту­пить к такой деятельности (в данном случае мы будем говорить о музыкальном восприятии), субъект должен выработать у себя состояние готовности к конкретному действию (слушанию музыкального произведения) — установку

. В формировании установки на восприятие музы­кального произведения (или нескольких произведе­ний — например, программы концерта) наряду с кон­кретным интересом к нему участвуют и другие, еще более устойчивые образования музыкального сознания личности (и малой группы): музыкальные взгляды и вкусы (система критериев оценки), жанровые ориента­ции, стилевые предпочтения. Они опираются па пред­ставления субъекта о должном в музыке (нормы) и совершенном в ней (идеалы), на его обычаи и привыч­ки музыкального восприятия. Все эти социально-пси­хологические явления, входя в структуру музыкального сознания личности (или малой группы), обусловлены не только ее собственными качествами, в том числе индивидуальным опытом, но и опытом большой соци­альной группы (класса, нации) и общества в целом, их идеологией и психологией, их традициями.

Обо всех этих явлениях можно сказать в принципе то же, что и о музыкальных интересах: здесь личностное образуется в результате взаимодействия и синтеза социального с индивидуальным, вернее, в результате про­явления социального в индивидуальном. Поэтому отно­сительно путей и методов формирования музыкальных взглядов и вкусов личности, ее ориентации и предпочте­ний, идеалов и норм надо было бы повторить все ска­занное выше об интересах.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса