Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Нако­нец, потребности можно разделить па практические (в предметах, непосредственно необходимых и полезных для поддержания и продолжения жизни) и бескорыст­ные (в предметах, лишенных прямой, грубой утили­тарности и необходимых только для общего духовного развития человека и общества). Опыт всей истории человечества показывает, что ни одно общество, ни одна социальная группа и даже ни одна нормальная личность не обходилась без му­зыки. Очевидно, музыка объективно необходим а людям, то есть у человечества (на всех уровнях его структуры) существует потребность в ней. Эта все­общая потребность конкретизируется в виде потребно­стей тех или иных обществ, групп и личностей в раз­личных родах и стилях музыки, жанрах, отдельных произведениях.

Музыкальные потребности любого субъекта (как1 индивидуума, так и коллектива) разнообразны. Их разнообразие хорошо видно из того, сколь многолики выполняемые музыкой социальные функции. Между этими явлениями — потребностями и функциями — су­ществует прямое соответствие, так как социальная функция любого предмета и состоит в удовлетворении какой-либо общественной потребности. Каждое музыкальное произведение (и каждый ис­полнительский акт) удовлетворяет одновременно не­сколько потребностей общества (полифункциональность).

При этом в разных условиях одно и то же про­изведение может удовлетворять то одни потребности, то другие (переменность функций).1 Тем не менее можно все же, абстрагируясь от конкретных обстоятельств, выделить основные, более или менее обособленные и устойчивые социальные функции музыки. Чтобы пред­ставить их в виде системы, воспользуемся уже упоми­навшимся системным подходом к человеческой дея­тельности, позволяющим различать (условно, ибо в реальной жизни они слиты между собой) четыре ее вида: преобразование мира, познание, общение, оцен­ку. Музыка необходима людям для осуществления всех этих видов деятельности — либо в качестве участника и помощника в практических действиях, либо в каче­стве самостоятельной эстетической силы.

Начнем с преобразовательной деятельности, высту­пающей в трех взаимосвязанных и переплетающихся разновидностях: как материальная (трудовая — преоб­разование окружающего мира), духовная (воспита­тельная — преобразование человека) и материально-духовная (социальное преобразование общества). Начи­ная еще с первобытного общества, существует традиция использования музыки в производственных процес­сах. Она помогает координировать коллективные тру­довые действия и организовать ритмически индивиду­альные. Она нужна для того, чтобы передать от стар­ших к младшим некоторые навыки труда (например, его ритм), создать рабочее настроение, эмоционально мобилизовать и воодушевить работающих. Наконец, без нее невозможен полноценный отдых, который тоже есть обязательное условие полноценного труда.

Точно так же музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуаль­ные, волевые и нравственные качества человека, про­буждая и стимулируя в нем творческие силы и способ­ности, содействуя социализации личности (то есть ее включению в общество), помогая в политической аги­тации, организуя и сплачивая людей на борьбу за вы­сокие общественные идеалы.

Таким образом, уже на этих примерах видно, что музыка искони удовлетворяет не только бескорыстные, но и практические, не только чисто духовные, но и ма­териальные и материально-духовные потребности обще­ства, группы, личности. Конкретные формы осуществ­ления ею соответствующих функций менялись: от тру­довых артельных песен до «функциональной» музыки, звучащей ныне на заводе; от бытовых напевов до ре­волюционных гимнов; от языческих плясок до совре­менных молодежных танцев. Но сами функции, неиз­бежно трансформируясь, сохранились в своей основе, ибо отвечали и отвечают устойчивым, коренным по­требностям общества.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса