Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Особого рассмотрения требует вопрос о конкретных методах воздействия на структуру публики. Здесь тео­ретик-социолог должен уступить место практику-методисту массового музыкального просвещения и воспита­ния. Единственное, о чем должен все же сказать социолог, - это о необходимости учитывать и использовать разные факторы: как музыкальные (и «примузыкальные»), так и внехудожественные, собственно социологи­ческие. Ведущую роль в формировании слушательского вос­приятия, безусловно, играет сама музыка. Репертуар концертных организаций, театров, фирм грампластинок, музыкальных программ радио и телевидения, частота исполнения произведений различных жанров и стилей, их размещение в программах и т. п.— все эти музыкаль­ные факторы имеют первостепенное значение. Общеиз­вестно также, что важными средствами воспитания слу­шателей служат слово о музыке (лекции, популярная литература и др.) и связанное с музыкой изображение (телевизионная передача или кинофильм музыкально-образовательного характера и т.п.).

В литературе о воспитании слушателей музыкаль­ным и «примузыкальным» факторам по традиции уделяется большое внимание. Этого нельзя сказать о социологических факторах (мода, реклама, воздействие авторитетов, в том числе критики, соображения прести­жа, мнения о музыке группы, референтной по отношению к слушателю, общественное мнение в целом). Роль всех этих факторов сегодня, в условиях громадного роста средств массовой информации, исключительно велика. К сожалению, механизм их воздействия в области музыки изучен недостаточно. Здесь перед музыкальной со­циологией встают большие задачи. В частности, следует показать не только черты сходства в функционировании социологических факторов во всем современном мире, но и принципиальные различия в этом смысле между буржуазным обществом и социалистическим, поскольку у нас те же факторы служат совершенно иным идеоло­гическим целям. Кроме того, мы имеем возможность преодолеть разрозненность и стихийность воздействия этих факторов, подчинив их высоким воспитательным функциям.

Ко всему сказанному о структуре публики необхо­димо добавить кратко и о структуре той музыки, кото­рая воспринимается и осваивается публикой (имеется в виду не внутреннее строение произведения, а струк­тура системы музыкальных ценностей, включенных в культуру общества). В социалистическом обществе музыка так же едина, как и публика, в социальном (классовом) и идеологи­ческом отношении. Музыкальное творчество композито­ров всех республик, всех наций и народностей представ­ляет собою в идейном и эстетическом смысле единое интернациональное целое. Общество предъявляет к не-iviy одинаковые требования — народности идейно-образ­ного содержания, демократизма формы, талантливости, высокого мастерства и т. д.

В то же время, как известно, метод социалистическо­го реализма предполагает многообразие стилей, жанров, творческих манер. Это внутреннее многообразие нашего музыкального искусства обычно объясняют широтой и разноплановостью его жизненного содержания, различи­ями национальных условий и традиций, индивидуаль­ными различиями композиторов и исполнителей. Надо добавить к этому еще одну причину — неоднородность музыкальной публики.

Взаимодействие между музыкой и слушателями но­сит двусторонний характер. Прежде всего музыка воз­действует на слушателей. Но существует и обратная связь: слушательское восприятие влияет на деятельность музыкантов. Поэтому неоднородность публики неизбеж­но вызывает дифференциацию самой музыки в соответ­ствии с запросами разных слушательских групп.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса