Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Другие авторы, ощущая неполноценность всякой «од­номерной» (К. Ниман) классификации, пытаются объе­динить в одной типологической схеме сразу несколько признаков. Так, Ю. Давыдов выделяет следующие пять типов отношения публики к искусству (и соответственно пять типов воспринимающих): 1) восприятие искусства только в его социально-познавательной или социально-публицистической функции («гносеологический» тип), 2) поиски в искусстве того, чего нет в жизни («компен-сативный» тип), 3) отношение с позиций профессиональ­ных знаний об искусстве («знаточеский» тип), 4) чисто моральная оценка («этический» тип), 5) оценка искус­ства согласно априорным нормам, принятым в социаль­ной группе («социально-престижный» тип) 1.

Т. Адорно во «Введении в музыкальную социологию» рассматривает восемь типов слушателей: 1) эксперт, 2) «хороший слушатель», 3) «потребитель культуры» — образованный, но равнодушный и пассивный, 4) «эмо­циональный» слушатель, переживающий чувства «по поводу» музыки, 5) «рессантиментный» (антиэмоцио­нальный) слушатель — сектант-пуританин, слепо пре­данный серьезной музыке, но не понимающий ее, 6) «джа­зовый фанатик» (джаз-фан), 7) «развлекающийся» слушатель, 8) немузыкальный или антимузыкальный че­ловек. Венгерские исследователи Д. Золтаи, Я. Мароти и И. Уйфалуши в докладе на семинаре музыковедов социалистических стран в Будапеште (197.3) предложили такую классификацию (частично использующую типы, намеченные у Адорно): 1) слушатель, адекватно воспри­нимающий музыку, 2) односторонний и консервативный энтузиаст — искренний любитель или же сноб, 3) раз­влекающийся слушатель — гедонист, принимающий жизнь, или же человек, стремящийся убежать от нее, забыться в музыке, 4) «потребитель культурных благ», обращающийся к музыке из внехудожественных побуж­дений, 5) человек, который полностью равнодушен к музыке.

Каждая из этих типологий обладает своими безус­ловными достоинствами. Но есть у них и общий недо­статок: смешаны воедино разные признаки, из-за чего классификация каждый раз оказывается непоследова­тельной: в одном и том же ряду типы нередко пересека­ются между собой, частично или полностью накладыва­ются друг на друга и т. д.

Чтобы избежать этого, целесообразно разграничить признаки (характеристики) разного рода, учитывая их по отдельности. Тогда мы получаем несколько самостоя­тельных классификаций. Каждая из них достаточно строга, ибо исходит из одного признака (вернее, одной группы признаков), а в целом в них охвачены все основ­ные стороны слушательского восприятия. В основу пред­лагаемой ниже типологии положены три группы приз­наков: 1) внемузыкальные характеристики слушателя, 2) общемузыкальные характеристики (отношение к му­зыке в целом), 3) качества музыкального восприятия. К внемузыкальным характеристикам слушателя от­носятся социальнодемографические (пол, возраст, на­циональность, образование, род занятий, семейное и имущественное положение, происхождение, место про­живания и т. д.), социально-психологические, индивиду­ально-психологические.

а) Социально-демографические характеристики. Не­ обходимо считаться с некоторыми объективно обуслов­ленными различиями в музыкальных вкусах и интересах между рабочими, крестьянами, служащими, технической и гуманитарной интеллигенцией, учащимися, домохозяйками, пенсионерами и т. п., а внутри этих групп — между мужчинами и женщинами, представителями разных на­циональных культур, людьми разного возраста, с раз­ным образованием, жителями больших городов, малых городов и сельских местностей. Эти различия вытекают главным образом из неодинаковости жизненного и музыкального опыта людей, из того, что их общекультурное и музыкальное воспитание протекает в разной среде, на основе разных традиций. О существенной роли этих дифференцирующих признаков свидетельствуют материалы многих конкретно-социологических исследований

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса