Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Эти сопоставления, основанные пока что на отдель­ных наблюдениях, требуют проверки в социально-психо­логических экспериментах и массовых конкретно-социо­логических исследованиях. Аналогичные таблицы могут быть составлены для других количественных разновид­ностей публики.

Итогом всей этой работы должно стать определение и описание наиболее распространенных и устойчивых качественных разновидностей музыкальной публи­ки'— ее типов. Предварительно, в порядке гипотезы, на­метим три таких типа. Высший тип характеризуется в отношении состава — наибольшей гомогенностью и ста­бильностью; в отношении музыкального поведения — полной преднамеренностью (сознательностью, неслучайностью) обращения к музыке, наибольшей эмоциональной лабильностью, наибольшей сосредоточенностью вос­приятия, наибольшей интенсивностью взаимодействия с исполнителями и внутри публики; в отношении резуль­татов восприятия—наибольшей силой и устойчивостью впечатлений от музыки, наибольшим влиянием этих впечатлений на дальнейшую деятельность слушателей. Низший тип публики характеризуется наименьшей степенью всех перечисленных качеств, а средний — их умеренными проявлениями. Наме­чаемая типология публики (требующая, впрочем, даль­нейшей разработки) учитывает, таким образом, не толь­ко количественные и качественные характеристики разновидностей публики, но и их сравнительную цен­ность. Отсюда становится ясным, что одна из задач музыкально-просветительной и воспитательной работы состоит в формировании аудиторий, относя­щихся к высшему типу публики.

В свою очередь эта задача теснейшим образом свя­зана с другой — с формированием слушателе и высшего типа. Типология слушателей не совпадает с типологией публики (хотя между ними имеется определенная взаи­мозависимость). Это объясняется тем, что любой слу­шатель является не только участником и представителем той или иной публики как временно образовавшего­ся конкретного объединения людей, но и представите­лем их абстрактной общности — слушательской группы.

Слушательская группа-— это условно, умозрительно выделенная из реальной публики общность людей, обла­дающих в качестве слушателей некоторыми сходными качествами. Благодаря наличию этих сходных качеств все члены каждой такой группы относятся к одному ти­пу слушателя. Иначе говоря, слушательская группа — это общность слушателей одного и того же типа. Такая группа всегда абсолютно гомогенна (по тем признакам, которые едины для данного типа слушателя).

От любой из разновидностей публики слушательская группа отличается тем, что представляет собою абст­рактное понятие. Мы сами должны «сконструировать» ее искусственно, логическим путем, мысленно объединяя разобщенных между собою людей на основе их принад­лежности к одному слушательскому типу.

Вопрос о типологии слушателей и о критериях выде­ления слушательских групп уже не раз рассматривался в литературе, обсуждался на научных дискуссиях1.

Он является частью более широкого вопроса — о ти­пологии воспринимающих («потребителей») искусства всех видов: не только слушателей, но и читателей, зри­телей. Поэтому, занимаясь им, музыкальная социология должна учесть опыт исследований в смежных областях.

В разработке типологии слушателей, зрителей, чита­телей существует три основных направления. Некоторые авторы кладут в основу классификации какой-нибудь один признак — например, восприимчивость и интерес к новому, неизвестному в искусстве или, напротив, приверженность к старому, хорошо знакомому («верхогляды» и «староверы» у В. Белинского, «новаторы» и «подра­жатели» у Ж.- М. Гюйо, «неустойчивые» и «устойчивые» зрители у А. В. Луначарского), уровень образования и общей культуры (А. Зильберман), специальное (музы­кальное) образование (Р. Франсэ).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса