Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Пассивные формы.

1) Слушание «функциональной» музыки на произ­водстве во время трудового процесса, восприятие, в качестве фона, музыки в радио- и телевизионных передачах, кинофильмах, драматических спектаклях, на танцплощадке и т. п.

Слушание музыки в жиеом исполнении в быту (дома, в гостях, в туристском походе и т. п.).

Избирательное (преднамеренное) прослушива­ние музыкальных радио- и телевизионных передач, пластинок и пленок.

Посещение концертов и музыкальных спектак­лей, избирательный (преднамеренный) просмотр музыкальных кинофильмов.

//. Полуактивные формы.

Чтение статей о музыке в общей прессе.

Чтение книг о музыке и статей в специальной музыкальной прессе.

Коллекционирование пластинок и пленок.

Посещение лекций и диспутов о музыке и образовательных концертов.

Постоянное участие в деятельности дискуссионного музыкального клуба.

///. Активные формы.

Сольное исполнение музыки в быту.

Участие в самодеятельном (любительском) кол­лективе.

Обучение пению или игре на музыкальном инструменте в кружке, учебном заведении, на курсах или самостоятельно.

Сочинение музыки.

Из приведенной таблицы видно, что восприятие мо­жет сопровождаться самыми разными иными видами музыкального поведения. В соответствии с этим само оно также приобретает различную степень активности. Опыт показывает, что занятия слушателя полуактив­ными и активными формами музыкальной деятельно­сти активизируют также его восприятие музыки.

Характер восприятия, как и всей музыкальной деятельности слушателя (включая выбор тех или иных ее форм), зависит от целого ряда объективных и субъек­тивных факторов. В число первых входят тип и состоя­ние культуры всего общества и той социальной группы, к которой принадлежит слушатель (чем определяются его музыкальные потребности), а также его социально-демографические признаки (профессия, материальное и семейное положение, место жительства, пол, возраст и т.д.) 1. Ко вторым относятся интересы, взгляды, вку­сы и другие стороны музыкального сознания личности, которые в свою очередь зависят и от ее индивидуаль­ного опыта, и от опыта общества (социальной груп­пы), а в конечном итоге — от всех названных выше объективных факторов.

Из первой группы нам сейчас прежде всего важны музыкальные потребности.

Потребность — это необходимость личности (соци­альной группы, всего общества) в том, без чего субъ­ект потребности не может нормально функционировать и развиваться2. По своей природе потребность объек­тивна. Человек может не осознавать, что ему необхо­димо, без чего он не может существовать, но потреб­ность от этого не исчезает.

Есть предметы, необходимые для всего человеческо­го рода. Потребности в них (наиболее широкие) назы­ваются антропологическими. Более узки потребности общественные (данного общества), групповые и, нако­нец, личностные. В другом аспекте — в зависимости от характера предмета (объекта) — потребности делятся на физиологические, то есть чисто материальные (в пище, одежде и т. д.), на интеллектуальные и эмоцио­нальные, то есть чисто духовные (в знаниях, эстетиче­ском переживании и т. д.) и на социальные, то есть материалыю-духовные (в труде, общении и т. д.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса