Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Социологические проблемы музыкального восприятия

Под музыкальным восприятием (восприятием му­зыки) мы будем понимать деятельность человека (или социальной группы, или общества в целом), со­стоящую в духовном овладении произведениями му­зыкального искусства.

Музыкальное восприятие как вид художественной деятельности — понятие более широкое, чем восприя­тие музыкальных звучаний как чисто психический про­цесс. В психологии под восприятием понимают не все формы отражения действительности человеком, а лишь одну из них, именно — отражение чувственных (в слу­чае с музыкой — звуковых, слышимых) признаков конкретного предмета, то есть наглядный (слуховой) образ этого предмета, возникающий при его непо­средственном созерцании (слушании). Художественное же (в частности, музыкальное) восприятие протекает одновременно в форме и ощущений, и восприятий, и представлений (образы предметов, воссоздаваемые памятью или творимые воображением), и абстрактно­го мышления. При этом в нем особо значительна роль фантазии, благодаря чему оно приобретает некоторые черты творчества (хотя в целом является все же не создающей, продуктивной, а воссоздающей, репродук­тивной деятельностью).

Вместе с тем музыкальное восприятие, включая в себя собственно психическое (в узком смысле слова), вбирает его основные признаки. В частности, оно тоже характеризуется взаимодействием субъекта и объекта, представляя собою субъективный образ объективного мира, тоже предстает в качестве такой деятельности, где субъект выступает одновременно как биологическое существо, представитель человечества (рода человече­ского), индивидуум и член определенного общества.

Подобная многогранность субъекта позволяет нау­ке подойти к музыкальному восприятию с разных сто­рон. Так, возможны (и успешно осуществляются в ряде исследований) подходы физиологический и индивиду­ально-психологический 1. Необходимо разработать так­же антропологический подход. Наряду с этим очень важно развить подходы социологический и социально-психологический2. Первый из них предусматривает ис­следование восприятия как звена общественно-музы­кальной коммуникации и — говоря шире — как «блока» музыкальной культуры общества. Второй, являясь од­ной из сторон первого, направлен на психологию вос­приятия музыки большими и малыми группами и на те психологические особенности восприятия отдельных людей, которые возникают или проявляются именно в условиях группы (коллектива, толпы и т. д.).

Особый интерес для социологии представляют сле­дующие проблемы: а) место восприятия среди различ­ных видов музыкальной деятельности, б) его матери­альные и идеальные предпосылки, условия и стимулы, в) структура музыкального восприятия как социаль­ного процесса, г) структура и типология публики, д) субъективные и объективные основы доступности музыкальных произведений. Рассмотрим их хотя бы вкратце. Восприятие музыки никогда не бывает единствен­ным видом музыкальной деятельности личности, а тем более — социальной группы и общества в целом. Это справедливо в отношении не только профессиональных музыкантов, но и всей остальной части общества — тех, кого обычно называют слушателями (о них и бу­дет идти речь в данной главе). Любой слушатель хотя бы изредка поет или напевает (для себя). Многие иг­рают (хотя бы для себя) на бытовых, народных или профессиональных («академических») инструментах. Да и само слушание музыки бывает не только относи­тельно пассивным, но и в большей или меньшей мере активным, включающим, наряду с наслаждением, глубо­кое переживание музыки, ее познание и усвоение. Следовательно, формы музыкальной деятельности слушателей (или, иначе говоря, их музыкальных заня­тий, музыкального поведения1) могут быть различны­ми по степени своей активности. Их можно свести в следующую таблицу, где разделы и отдельные формы внутри разделов расположены в порядке возрастающей активности музыкального поведения.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса