Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная культура общества

Все перечисленные «блоки» образуют целостный ме­ханизм. Его единство обеспечивается и функциональ­ными взаимосвязями составных частей (исполнительство невозможно без творчества, но и творчество теряет смысл без исполнительства; оба они немыслимы без восприятия, которое в свою очередь ими же и «питает­ся»), и общностью их предметной основы (ее образуют музыкальные ценности, «циркулирующие» в данной культуре), и, наконец, общностью социального базиса (каковым являются в конечном счете производственные отношения, существующие в данном обществе). Как и в каждой системе, в музыкальной культуре свойства це­лого не сводятся к сумме свойств отдельных частей, так как определяются не только набором элементов и составом отдельных «блоков», но способом их соедине­ния и связи, то есть структурой целого. Начнем с творчества. Его важнейшие элементы: ком­позиторы, учреждения, способствующие их творческой деятельности, и результаты последней — музыкальные ценности.

Современная высокоразвитая музыкальная культура имеет в своем составе композиторов пяти типов: про­фессионалы письменной традиции, профессионалы устной традиции, неорганизованные любители, организован­ные любители (участники самодеятельности) и фоль­клорные авторы. Они различаются между собой усло­виями деятельности, положением в обществе (социаль­ным статусом) и системой социальных ролей.

Центральное место в современной музыкальной куль­туре принадлежит композитору-профессионалу письмен­ной традиции. Социальные условия его деятельности глубоко различны в капиталистическом обществе и в социалистическом. В первом случае он действует, как правило, в качестве «производительного работника» (К. Маркс), приносящего прибыль антрепренерам, изда­телям, владельцам фирм грамзаписи и т. п. К компози­тору, особенно если он — автор легкой музыки, здесь могут быть отнесены слова К- Маркса о писателе, ко­торый «обогащает книгопродавца, издающего его сочи­нения, т. е. он производителен постольку, поскольку является наемным работником какого-нибудь капитали­ста» '. В противоположность этому при социализме ком­позитор получает социальный заказ от всего общества, его «хозяин» — весь народ, от лица которого в роли за­казчика выступает государство. Совершенно иными ста­новятся в этих условиях источники материального обес­печения профессионального композитора, формы его признания и оценки, общественного контроля и поощре­ния.

Важная социологическая характеристика личности композитора — его общественный статус: экономический, юридический, социально-психологический. Только в му­зыкальной культуре современного типа профессиональ­ный музыкант перестал быть чем-то вроде ремесленни­ка или слуги, каким он считался в феодальном общест­ве, обрел материальную и правовую самостоятельность и общественный престиж.

Особенно почетно его поло­жение и велик авторитет в наших условиях, где ху­дожник-творец рассматривается как выдающийся пред­ставитель общества, который обладает неповторимым богатством — талантом, заслуживающим самого береж­ного отношения.

Композитор-профессионал осуществляет в современ­ном мире ряд социальных ролей. Главная из них — создание музыкальных ценностей. В свою очередь эта его деятельность, как и творчество всякого художника, может быть представлена в виде комплекса четырех видов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуни­кативной '. Это значит, что композитор (сознательно или бессознательно) совмещает в себе исследователя жизни, идеолога, воспитателя и социального организатора. Все эти социальные роли, не будучи специфическими по от­дельности, образуют в то же время совершенно своеоб­разный нерасчленимый комплекс, подобного которому не знают ни наука, ни идеология, ни педагогика или по­литика, так как они осуществляются специфическими средствами музыки и служат в конечном итоге созда­нию предметов (музыкальных произведений), которые должны иметь самостоятельную эстетическую цен­ность.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса