Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная культура общества

Таким образом, фольклор —явление более узкое, чем народная художественная культура, поскольку в него не входит ни искусство «народных профессионалов», ни любительство трудящихся, связанное с письменной тра­дицией (в том числе музыкальная самодеятельность). В итоге можно определить музыкальный фольклор как непрофессиональную устную музыкальную культуру на­родного быта или, иначе, как непрофессиональную устную бытовую музыкальную культуру трудящихся. В та­ком понимании фольклор — это не только совокупность музыкальных произведений: как и всякая культура, он представляет собою систему ценностей, видов деятель­ности, ее субъектов, социальных институтов, материаль­ных средств.

В полном и чистом, классическом виде фольклор су­ществовал в крестьянстве в эпоху феодализма, когда крестьяне составляли весь (или почти весь) народ (в со­циологическом смысле), а их фольклор, следовательно, являлся всенародной культурой. В другие периоды клас­сическая система фольклора либо еще не сложилась окончательно, либо начала видоизменяться или распа­даться. Так, городская песня (рабочая и разночинная) капиталистической эпохи уже отличается от крестьян­ской песни феодализма тем, что принадлежит лишь ча­сти народа. Но все же она сохраняет основные социоло­гические и эстетические признаки фольклора. Сложнее обстоит дело с произведениями современных непрофес­сиональных авторов. Некоторые из этих произведений не могут быть отнесены к фольклору уже потому, что написаны в несвойственных для него жанрах (напри­мер, фортепианные пьесы самодеятельны композито­ров). Но если перед нами и песни, то отнюдь не во всех случаях они представляют собой современный фольклор, ибо далеко не все из них получают устойчивое призна­ние народа и прочно входят в его быт. Этому обяза­тельному условию фольклорности удовлетворяют лишь некоторые, лучшие самодеятельные песни гражданской войны (например, «По долинам и по взгорьям»), Вели­кой Отечественной войны. На наших глазах становятся фольклором и отдельные песни современной городской молодежи (студенческие, туристские и т. п.).

Фольклор как система взаимодействует с другими областями музыкальной культуры общества: любительством, профессиональной музыкой, обмениваясь с ними отдельными элементами, в результате чего образуются всевозможные смешанные, «полуфольклорные» явления. При этом в одних случаях происходит обогащение фольклора, в других он сам обогащает смежные области. Так, нередко попадают в народный быт и укореня­ются в нем различные песни и танцы профессионалов и любителей, созданные вне фольклора, но теперь живу­щие по его законам. Такова судьба ряда романсов Вар­ламова, Гурилева, Булахова, Донаурова, многих песен советских композиторов, и даже арии Жермона (из «Травиаты» Верди), превратившейся в грузинскую на­родную песню «Светлячок». Это — процесс фольклоризации нефольклора, который становится фолькло­ром. Встречается нередко и обратное, когда народные песни и танцы переходят на концертную эстраду или театральную сцену, то есть в профессиональную культу­ру. Тогда начинается вторичная жизнь фольклора. Если же какие-либо из этих песен и танцев при том уже не бытуют в народе, а живут только в исполнении про­фессионалов (или любителей), то можно говорить о де-фольклоризации фольклора. Так, по утверждению запад­ногерманских музыковедов, немецкие народные песни сегодня больше не бытуют среди населения ФРГ и зву­чат там лишь на концертах и по радио в виде компози­торских обработок (выполненных, как правило, в XIX ве­ке). Следовательно, эти песни, оставаясь созданием на­рода, в данных обстоятельствах перестали быть фольклором.

Срединное положение между профессиональным искусством и фольклором занимает любительство — не­профессиональная и нефольклорная музыкальная куль­тура различных социальных групп (главным образом письменная).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса