Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная культура общества

Таким образом, социалистическая музыкальная культура стремится достичь максимальных показателей сразу по трем «пространственным параметрам именно — одновременно добиться и наибольшей высоты идейно-художественного уровня музыки, и шей широты ее распространения, и наибольшей глубины ее воздействия. Такое единство высокой ценности широкой массовости и глубокой действенности, принципиально не достижимое в условиях буржуазного общества, составляет одну из ее важнейших отличительных черт. В странах социализма создана обширная разветвленная сеть музыкальных учреждений (театры, филармонии, учебные заведения и т. д.). Исчезает «музыкальной провинции». Параллельно с профессиональным искусством и в тесном взаимодействии развивается массовое музыкальное творчество и исполнительство в формах самодеятельности и Все нации и народности, входящие в общество, в том числе и те, которые не имели до революции письменной музыкальной культуры при социализме возможность полностью раскрыть и развить самобытные, неповторимые черты своего фольклора и приобщиться к высотам мирового профессионального искусства. В то же время происходит интенсивное взаимодействие национальных музыкальных культур, обмен кадрами, творческими идеями и дости­жениями, что приводит к тесному сплочению этих куль­тур в рамках единой советской музыки. Успешное раз­витие социалистической музыкальной культуры как культуры многонациональной и интернациональной противостоит космополитическим тенденциям совре­менного буржуазного искусства. Оно служит вместе с тем примером для музыкальных культур многих раз­вивающихся стран, где, с одной стороны, ощущается сильное нивелирующее влияние западноевропейской и североамериканской элитарной и псевдомассовой музы­ки, ведущее к уничтожению их национального своеоб­разия, а с другой — существует реакционная тенденция к консервации национальной культуры в незыблемом виде. Советская музыка демонстрирует всему миру плодотворность принципов социалистического интерна­ционализма, осуществление которых позволяет всем народам участвовать в развитии мировой музыкальной культуры.

Таковы основные исторические типы музыкальных культур. Представленная здесь картина, разумеется, схематична и в чем-то условна, так как, во-первых, в абсолютно чистом виде намеченные типы не сущест­вуют, они перекрещиваются, рождая всевозможные переходные и смешанные разновидности, а во-вторых, из-за неравномерности развития различных народов, стран и культурных зон можно в одну и ту же эпоху наблюдать сразу несколько типов музыкальных куль­тур. Так, сегодня на земле существуют одновременно культуры периода разложения родового строя, фео­дальные культуры Востока, раннебуржуазные (пере­ходные от феодальной к капиталистической), развитые буржуазные, социалистические.

Смена типов музыкальной культуры происходит по закону преемственности: новая культура не зачерки­вает всего, что было в старой, а удерживает часть ценностей и видов деятельности, оставленных ей в на­следство, сохраняет некоторые учреждения и социаль­ные институты. Все эти элементы музыкальной куль­туры долговечнее, чем каждый из ее типов в отдельно­сти. Высшие же музыкальные ценности вечны.

Из поколения в поколение передаются не только конкретные музыкальные произведения, но и эстетиче­ские установки, творческие идеи, некоторые законо­мерности музыкального языка и композиции, отдельные конкретные формы и жанры. Особенно устойчив жанр. Его можно назвать памятью искусства1. В этой кате­гории отражается общность музыкальных произведе­ний, относящихся к разным стилям и эпохам, тогда как в категории стиля — общность произведений раз­ных жанров, относящихся к одной эпохе. Иными сло­вами, жанр дает обобщение музыкально-исторического процесса в диахронии, «по вертикали», в то время как стиль — в синхронии, «по горизонтали».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса