Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная культура общества

По своей идеологической направленности музыкаль­ная культура капиталистических стран еще явственнее раскололась на буржуазную и демократическую (вклю­чающую социалистические элементы). Буржуазная культура выступает в двух формах: элитарной и «мас­совой». Первая из них антидемократична и хотя неред­ко выражает неприятие капиталистического образа жизни и критику буржуазной морали, но с позиций мелкобуржуазного индивидуализма. Буржуазная «мас­совая» культура псевдодемократична и фактически служит интересам господствующих классов, ее разви­тие подчинено законам капиталистического товарного производства.

Демократическая музыкальная культура представ­лена деятельностью многих прогрессивных музыкантов, борющихся за содержательное искусство, утверждаю­щее идеи гуманизма и народности. Народу с профес­сиональными музыкантами, работающими в различных жанрах, в развитии демократической культуры боль­шую роль сыграли и играют широкие массы полу­профессионалов и любителей из среды народа. Образ­цами такой культуры служат, в частности, многочис­ленные революционные песни, песни антифашистской борьбы, современные политические «песни протеста».

Общим для современной эпохи является процесс сближения национальных музыкальных культур. Одна­ко в условиях капиталистического общества оно несет в себе опасность утраты национального своеобразия каждой из культур, так как и элитарное и псевдомас­совое музыкальное искусство в сильной степени зара­жены тенденциями космополитизма.

После победы Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в нашей стране (а после второй ми­ровой войны — ив ряде других стран, вступивших на путь социализма) сформировалась музыкальная куль­тура принципиально нового типа — социалистическая. Ее отличает последовательно демократический всенародный характер. Она руководствуется ленинскими принципами партийности и народности искусства, раз­вивается под направляющим воздействием Коммуни­стической партии и при поддержке государства как часть единой культуры всего общества. Главной ее целью служит духовное преобразование и обогащение личности, формирование нового человека коммунисти­ческого общества.

Каждая музыкальная культура предлагает слуша­телям тот или иной комплекс ценностей, которые были подвергнуты отбору согласно определенным социаль­ным нормам. При капитализме этот отбор в значи­тельной мере подчиняется корыстным интересам пра­вящих классов — идеологическим и коммерческим. По­этому в культурном обращении широко участвуют фальшивые «ценности», выпущенные на рынок исклю­чительно ради политической и экономической выгоды буржуазии. В то же время высшие культурные ценно­сти во многих случаях отгорожены коммерческими барьерами (высокие цены на билеты, па пластинки и т. д.) от демократических слушателей, исключены из наиболее массовых программ радио и телевидения.

При социализме искусство принадлежит народу и служит ему. Оно освобождено от пут коммерциализа­ции. Интересы общественной пользы и собственно ху­дожественные интересы, вытекающие из внутренних требований искусства, у нас полностью совпадают. По­этому в социалистическом обществе есть все возмож­ности сделать музыкальную культуру средоточием лишь настоящих, неподдельных ценностей, притом са­мых высоких, доступ к которым широко открыт для всех членов общества.

Противоположны не только принципы отбора цен­ностей, но и принципы их распространения. При капи­тализме действуют законы: «ценное, дорогое — немногим» ((в элитарной культуре) и «дешевое — всем» «массовой» культуре). При социализме ставится цель: «Ценное, дорогое, лучшее — всем». Те подлиннные высокие ценности, которые созданы или ты и переработаны социалистической культурой, долны стать и уже становятся достоянием количества людей. При этом понятие «стать достоянием» подразумевает не только внешнее ценностей, но и их усвоение, то есть их познание, понимание и оценку.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса