Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Музыкальная культура общества

Музыкальная культура рабовладельческого общест­ва (Ассиро-Вавилония, Древний Египет, Греция, Рим и др.) и азиатских государств рабовладельческого и раннефеодального Способов производства (Древний Китай, Индия и др.) характеризуется уже широкой деятельностью профессиональных музыкантов (обычно соединявших в себе композиторов и исполнителей), ко­торые функционировали в храмах, при дворах прави­телей и знати, участвовали в массовых обрядовых дев­ствах, общественных празднествах и т. д. Одновремен­но зарождается любительское музицирование в среде городского и сельского населения. Музыка сохраняет главным образом практические материальные и духов­ные функции, связанные с ее непосредственным уча­стием в труде, быту, воинской жизни, гражданских и культовых обрядах, в воспитании юношества и т. п. Однако впервые намечается обособление эстетической функции, проявляются первые образцы музыки, пред­назначенной только для слушания (например, песнопе­ния и инструментальные пьесы, исполнявшиеся в Древ­ней Греции на состязаниях музыкантов). Развиваются различные песенные и танцевальные жанры. Музыка играет большую роль в театральных представлениях. Появляются первые системы письменной фиксации му­зыки (клинописные, буквенные), хотя господствующей формой ее сохранения и распространения остается устная. Музыка рассматривается на практике и в тео­рии как вид деятельности, близкой к науке, ремеслу и религиозному культу, как «модель» мира, способствую­щая познанию его законов, и как сильнейшее средство воздействия на природу (магия) и на человека (фор­мирование гражданских качеств, нравственное воспита­ние, врачевание и др.). В связи с этим устанавливается строгая общественная (в некоторых странах — даже государственная) регламентация применения музыки разных видов.

В эпоху средневековья в Европе складывается му­зыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, люби­тельское музицирование и фольклор. Основу профес­сионального музыкального искусства составляет дея­тельность музыкантов в храмах и монастырях. Свет­ская профессиональная музыка представлена поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпиче­ские сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. Д- (барды, скальды и др.). Со временем разви­ваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства (трубадуры, труверы, мин­незингеры), а также городских ремесленников (мей­стерзингеры). В крестьянской среде расцветает фоль­клор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглеры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморо­хи). Музыка вновь ограничивает себя почти целиком прикладными и духовно-практическими функциями. Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице) и с восприятием. И в содержании музыки, и в ее форме безусловно господ­ствует коллективность; индивидуальное начало пол­ностью подчиняется общему, не выделяясь из него (му­зыкант-мастер— лучший представитель общины). Во всем царят строгая традиционность и каноничность. Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствует появление линейной нотной записи, впер­вые позволившей точно фиксировать высоту и длитель­ность тонов.

В это же время на Востоке (арабский халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феодальная музыкальная культура осо­бого типа. Ее признаки — широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими фор­мами, достигающими, однако, высокой изощренности! в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определенные виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугамы, макомы, раги и др.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса