Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

Отсюда вытекает важнейшая, глубоко революционная по существу идея: изменить положение искусства в об­ществе можно, лишь изменив само это общество. «Тол­стой-художник, — писал В. И. Ленин в 1910 году, — известен ничтожному меньшинству даже в России. Что­бы сделать его великие произведения действительно до­стоянием всех, нужна борьба и борьба против такого об­щественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов па темноту, забитость, каторжный труд и ни­щету, нужен социалистический переворот»

Огромное значение для музыкальной социологии име­ют высказывания классиков марксизма о многообраз­ных социальных функциях искусства, в том числе та­ких, как объединение и сплочение масс, пропаганда в их среде передовых политических идей, их организация и воодушевление для революционной борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали активную обще­ственную роль искусства, особенно революционной поэ­зии и песни, и прежде всего в переломные моменты истории. В. И. Ленин писал о «пропаганде социализма рабочей песней»2, высоко ценил мобилизующую и объе­диняющую роль «Интернационала» и других гимнов международного пролетариата. В то же время осново­положники марксизма не раз отмечали способность ис­кусства, и в частности музыки, служить могучим сред­ством нравственного и эстетического воспитания, про­буждать творческие способности человека, чувство сво­боды, ощущение богатства своих душевных сил.

Очень важны мысли классиков марксизма о положе­нии художника в различных общественно-экономических формациях, о его зависимости в эксплуататорском об­ществе от чуждых, далеких искусству корыстных интересов господствующих классов и освобождении от гнета этих интересов при социализме, о враждебности капита­лизма некоторым областям духовного производства.

При этом интересно отметить, что К. Маркс, указывая в «Теориях прибавочной стоимости» на превращение при капитализме искусства в товар, а творческой дея­тельности в источник обогащения «хозяина», антрепре­нера, издателя, приводит в качестве примера, наряду с поэтами, музыкантов (певцов).

Первостепенное значение для музыкальной социоло­гии имеют многочисленные высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, в которых раскрывается существо народности, популярности и доступности ис­кусства, взаимоотношений художника и публики, отме­чается необходимость обеспечить народу доступ ко всем сокровищам искусства и в то же время поднять его культурный уровень, дать ему художественное образо­вание, без которого нельзя полноценно наслаждаться искусством.

Для осознания источников эстетического чувства и путей его формирования весьма существенна мысль К. Маркса о том, что «публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой», создает сам пред­мет искусства, т. е. художественное произведение.1 С ней перекликаются другие известные слова Маркса: «...Толь­ко музыка пробуждает музыкальное чувство человека, для немузыкального уха самая прекрасная музыка ли­шена смысла...»2. Они дают ключ к правильному по­строению теории и методики музыкального воспитания общества.

Наконец, основоположники научного социализма уделяли серьезное внимание конкретным обстоятельствам социального бытования и восприятия художествен­ных ценностей.

Примером рассмотрения искусства (в данном случае — музыки) с учетом условий его общест­венного функционирования служит ленинская статья «Развитие рабочих хоров в Германии», где говорится не только о назначении пролетарской песни (пропаганда социализма, призыв к освобождению человечества от наемного рабства), но и об обстоятельствах ее исполне­ния и общественного функционирования в разные исто­рические периоды: в момент зарождения «Певческого союза» в Германии (1863) рабочие песни пелись изредка небольшими группами людей (как указывает Ленин, число членов союза было 12), в скромных комнатах, а спустя полвека они уже зазвучали «во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса