Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

Вспомним один лишь пример — настойчивые вы­ступления Чайковского в 70-х годах с призывом спо­собствовать формированию в России (и в частности, в Москве) настоящей, музыкально развитой публики. Слова Чайковского о различии между публикой и тол­пой звучат так, будто написаны с позиций современной социологии: «...отдельные кружки еще не составляют публики, то есть такой компактной массы, голосу ко­торой подчинялся бы прогрессивный ход национального искусства. Да, у нас еще нет публики, создающей об­щественное мнение, всеми уважаемое, а есть разнохарактерная толпа [...]. Впрочем, эта толпа нимало не виновна в своем неведении; чтобы просветиться, она нуждается в разумном руководстве. Дело это трудное, требующее усилий и стойкости, но зато благодарное дело»'.

Разумеется, было бы преувеличением видеть в трудах русских музыкантов и ученых XIX века сколько-нибудь определившуюся систему музыкально-социологи­ческих воззрений. Это были лишь отдельные мысли, наблюдения, предположения, высказанные между прочим в связи с другими, главным образом практическими проблемами развития музыкальной культуры. Однако и они представляют очень большой интерес и в какой-1то мере могут рассматриваться как исток будущей нау­ки — музыкальной социологии. В частности, несомненно, значительное влияние, которое оказали взгляды Серо­ва на формирование интонационной теории Асафьева, представляющей собой (это будет показано далее) одно из важнейших достижений советской музыкально-социо­логической мысли.

В конце XIX — начале XX века, когда задача завое­вания и воспитания новой публики, способной воспри­нять и оценить творчество русских композиторов, была уже в значительной степени решена, началась разра­ботка некоторых музыкально-социологических проблем и в собственно научном, теоретическом плане. Появля­ются работы П. П. Сокальского и других авторов, по­священные музыкальному восприятию. Хотя упор в них сделан на психологическую или физиологическую сто­рону этого процесса, все же высказываются некоторые соображения, намечающие и более широкий, социоло­гический подход к нему.

Особое значение имели появившиеся уже в начале XX века музыкально-теоретические работы Б. Л. Явор­ского. В них сформулирован ряд положений о музыке как речи (то есть средстве общения), прямо подготовив­шие не только дальнейшие изыскания самого Яворского, предпринятые уже в советское время, но и труды Асафьева по теории интонации.

Так была подготовлена почва для формирования в нашей стране в первые годы после революции новой науки — музыкальной социологии. Однако она не могла бы найти верный путь, быстро окрепнуть и доказать свою жизненность, если бы, используя лучшие традиции отечественного и зарубежного музыкознания, в то же время не имела возможности опереться на научную методологию марксизма-ленинизма, на его идеи о социальной природе и роли искусства.

Отправными точками для советской музыкальной со­циологии стали положения исторического материализ­ма о развитии общества как закономерном процессе, о первичности общественного бытия и вторичности обще­ственного сознания и вместе с тем об активности идео­логической надстройки, о ее относительной самостоя­тельности, о том, что экономика лишь опосредованно, только в конечном счете определяет развитие духовной жизни общества, воздействуя на него через множество промежуточных звеньев (это положение игнорировалось и до сих пор игнорируется всяческими вульгаризатора­ми марксизма).

Столь же фундаментальную роль в социологии играют выводы исторического материализма относительно классовой сущности искусства в классовом обществе и зависимости всех видов художественной деятельности, включая творчество, распространение произведений искусства и их восприятие, от конкретных социально-исторических условий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса