Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

На этой основе формируются научные обобщения. Г. Кречмар впервые вводит в музыкознание самое поня­тие «музыкальный быт», охватывающее, по его словам, «музыкальные дела [вопросы] особо неотложного [актуального] характера» ', в том числе общественное положение музыки как прикладного и как «свободного» искусства, преподавание музыки в школах и частных до­мах, подготовку музыкантов, условия их профессиональ­ной деятельности и т. д. Впоследствии то же понятие привлечет к себе самое пристальное внимание Б. Асафье­ва, который высоко оценит музыкально-социологиче­ские идеи зарубежных ученых старшего поколения (Г. Кречмара, Г. Адлера) и некоторых более молодых, выдвинувшихся в 10-х годах XX века, и критически разработает эти идеи в своих трудах 20-х годов.

Речь идет, в частности, о работах Г. Кречмара, П. Беккера. К. Блессингера и других, которые Асафьев называет «своего рода пропилеями музыкально-социологических проблем» 1 По его мысли, из рассмотренных там вопро­сов наибольший интерес представляют такие, как про­тиворечие между музыкой «высокого стиля» и популяр­ной (работа К. Блессингера «Музыкальные проблемы современности и их решение», 1920), зависимость музы­кальных форм и жанров от социальных условий, об­стоятельств бытования музыки и конкретных форм му­зицирования (труды Кречмара и Беккера, упомянутая работа Блессингера), систематизация явлений музы­кальной жизни на социальной основе в рамках буржуаз­ного государства, хотя и с механическим подходом к вопросу социальной обусловленности музыкального ма­териала (книга П. Беккера «Немецкая музыкальная жизнь») 2- Среди зарубежных музыковедческих трудов начала XX века, развивающих социологический подход к му­зыке, особого упоминания заслуживает брошюра П. Беккера «Симфония от Бетховена до Малера», из­данная в Берлине в 1918 году (в 1926 году она вышла в Ленинграде в русском переводе Р. Грубера под ре­дакцией и со вступительной статьей Б. Асафьева).

Ав­тор рассматривал ее как дополнение к книге «Немецкая музыкальная жизнь» и «как первую попытку примене­ния социологического метода исследования в области, казавшейся доныне доступной лишь эстетической оценке», а именно — в раскрытии сущности симфонии как жанра. Фактически перед нами набросок исследования но­вого типа — «социологии музыкального жанра». Таким образом, к началу 20-х годов нашего столе­тия, когда произошло самоопределение музыкальной социологии как самостоятельной науки, на Западе обра­зовался уже немалый запас наблюдений, методов ис­следования, отдельных обобщений, хотя и не сведенных в систему. Аналогичный материал накопила к этому времени русская мысль о музыке, впервые обратившаяся к во­просам музыкальной жизни общества еще в XVII— XVIII веках, но более пристально занявшаяся ими в XIX веке.

Из тех высказываний русских музыкальных деяте­лей прошлого столетия, которые так или иначе соприкаса­ются с музыкально-социологической проблематикой в ее сегодняшнем понимании, некоторые посвящены функциям музыки в общественном быту и воздействию условий бытования на содержание и стиль различных видов музыкального творчества. Стройную, хотя и очень лаконично изложенную концепцию по этому вопросу мы находим в работах А. Н. Серова. Он дает, например, классификацию музыкальных произведений по их жизненному назначению и отмечает четыре основные обла­сти бытования музыки: в церкви, в театре, в концерте и в домашнем быту. Эта классификация полностью соответствует той, которая принята современной советской музыкальной социологией, разделяющей все музыкальные жанры в зависимости от обстановки их бытования на четыре группы, театральные, концертные, массово-бытовые и обрядовые.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса