Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

Работы по музыкальной социологии, появившиеся на Западе за последние десятилетия, не могут быть оцене­ны однозначно. Некоторые из них привлекают социаль­но-идейной прогрессивностью, демократической устрем­ленностью, внимательным и уважительным отношением к музыке и музыкознанию социалистического мира. В других сказываются классовая ограниченность или даже откровенная реакционность исходных мировоз­зренческих позиций, симпатии авторов к сугубо эли­тарному искусству.

Для большей части работ характерен — в качестве идейно-философской основы — эклектизм. Обращаясь к анализу современной социальной жизни и к месту музыки в ней, буржуазные ученые уже не могут полностью игнорировать марксистское учение. В их книгах и статьях можно найти ссылки на Маркса, цитаты из Пле­ханова... Но отдельные положения марксизма понима­ются и трактуются здесь не всегда верно, чаще всего — упрощенно, вульгаризаторски1 или вовсе извращенно. Основное содержание этих работ определяется идеями и методологическими принципами неопозитивизма, фрейдизма, «франкфуртской социологической школы» и других направлений буржуазной философии XX века.

Все это обусловливает собою необходимость прин­ципиального и вместе с тем строго дифференцированно­го отношения ученых-марксистов к современной музы­кальной социологии капиталистических стран. В трудах ряда ее представителей (например, К. Блаукопфа, яв­лявшегося руководителем социологической секции VII конгресса ММС в Москве) содержатся ценные ана­литические наблюдения и выводы, касающиеся функ­ционирования музыки в современном мире. Меткостью и остротой отличается критика буржуазной культуры (однако, с односторонних позиций элитарного искусства) у Т. Адорно. Несомненный интерес представляют пред­ложенные на Западе приемы собирания и обработки эмпирического музыкально-социологического материала. Однако, высоко оценивая в ряде случаев частные достижения буржуазной музыкальной социологии, мы не можем согласиться с общими концепциями художе­ственной культуры и музыкально-исторического процес­са, лежащими в основе трудов подавляющего большинства ее представителей (как и со многими их высказы­ваниями о конкретных общественных и музыкальных явлениях).

Все большее значение приобретает музыкальная со­циология в социалистических странах Центральной и Восточной Европы. Большие успехи достигнуты здесь в области и практики, и теории.

Е. Павлов (Болгария), К. Ниман (ГДР) и другие ученые разработали оригинальную методику изучения музыкальной публики, ее отношения к традиционным и новым средствам распространения музыки и выполнили интересные конкретные исследования. Особенно широкий размах получили такого рода исследования в Болгарии. В Венгрии (И. Витаньи) интенсивно изучается музы­кальный быт молодежи. В Польше (Я. Урбаньски) уде­ляется серьезное внимание проблемам музыки на радио и телевидении. В Румынии (К. Браилою и его школа) выработаны плодотворные методы социологического изучения музыкального фолькл

ора. В Чехословакии про­ведено обширное обследование музыкальной культуры населения. Среди теоретических трудов в первую очередь долж­но быть названо «Введение в музыкальную социологию» И. Супичича (Югославия), охватывающее широкий круг проблем этой науки, включая ее специфику, мето­дологию, соотношение с традиционным музыкознанием. Под редакцией И. Супичича в Загребе с 1970 года изда­ется единственный в мире по своей тематике журнал — «Международное обозрение по эстетике и социологии музыки». Некоторые общие вопросы музыкально-социо­логической науки рассматриваются также в работах Э. Майера, Г. Бесселера и Г. Кнеплера (ГДР), чехо­словацких ученых Л. Мокрого, И Кресанка, И. Фукача, М. Черны.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса