Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

Наряду с практиками эти же проблемы обсуждают и разрабатывают в наше время ученые — музыковеды и социологи. В капиталистических странах за последние десятилетия появились сотни книг и статей, полностью или частично, непосредственно или косвенно посвящен­ных тем вопросам, которые отнесены выше к ведению музыкальной социологии (не считая столь же много­численных работ, где за названием «Социология музы­ки» скрывается, как уже говорилось, собственно музы­коведческая, эстетическая или иная проблематика). Музыкально-социологические проблемы, которые раз­рабатываются в современной буржуазной науке, мож­но условно разбить на семь групп '.

1) Музыкальная социология как наука, ее предмет, задачи, методология, соотношение с другими дисципли­нами. В теоретическом плане этими вопросами много занимались Т. Адорно, А. Зильберман, Г. Эггебрехт (ФРГ). Обзор проблематики и современного состояния науки (впрочем, далеко не полный и не объективный) попытался дать западноберлинский автор Т Кнайф (статья «Современные вопросы музыкальной социоло­гии», книга «Музыкальная социология»). Социальные функции музыки в «позднекапиталистическом» обществе (то есть в эпоху империализма и научно-технической революции).

Наиболее обстоятельно и метко (хотя и односторонне, поскольку полностью оставлена без внимания прогрессивная, демократическая культура) они охарактеризованы в трудах Т. Адорно («Введение в музыкальную социологию»). Сюда примы­ кают работы по социологии отдельных жанров, принадлежащие Г. Энгелю, К. Феллереру, Л. Финшеру, X. Малингу (ФРГ), Б. Бруку (США). Структура музыкальной культуры буржуазных стран, общественное, экономическое и социально-психо­логическое положение композиторов и музыкантов-исполнителей. Этим вопросам в значительной степени посвящены книги А. Зильбермана («Чем живет музыка»), музыковедов ФРГ Г. Энгеля («Музыка и общество»), 3. Борриса («Ключ к сегодняшней музыке») и В. Виоры («Композитор и окружающий мир»), австрийского композитора Г. Эйнема («Композитор и общество»), американца Дж. Мюллера («Американские симфонические оркестры»). Структура и поведение публики, социальная об­ условленность музыкальных вкусов. Об этом пишут и А. Зильберман, и Т. Адорно (он дает свою типологию слушателей '), и американский автор П. Фарнуорс («Музыкальный вкус», «Социальная психология музыки»). Эмпирическими исследованиями музыкальной публики занимаются многие музыковеды и социологи, в том числе Ж. Леклерк (Бельгия).

5) Взаимоотношения между музыкой и массовыми средствами коммуникации. Изыскания в данной области ведет и координирует Международный институт му­зыки, танца и театра в аудио-визуальных средствах (Вена). Его научный руководитель К. Блаукопф явля­ется автором ряда трудов, посвященных социологиче­ским аспектам грамзаписи, музыкального телевидения и т. д. В обширнейшей западной литературе по этим вопросам выделяются также работы А. Зильбермана и французского социолога, музыканта и инженера А. Моля.

Музыкальный быт различных слоев общества. Его история частично освещена в сборнике «Исследования о тривиальной музыке XIX столетия», изданном под редакцией К. Дальхауза (ФРГ), и во многих трудах по истории музыки. Музыкальный быт современной молодежи изучается П. Виллисом (Англия), П. Бодом (Франция) и др. Этому вопросу был посвящен между­народный симпозиум, проведенный в Вене в сентябре 1972 года. Социологические проблемы музыкального фольк­лора. Они исследуются В. Виорой (ФРГ), А. Мэриамом и А. Ломаксом (США), Д. Карпителли (Италия) и другими музыковедами и этнографами.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса