Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

В заключение этого беглого обзора, далеко не пре­тендующего на полноту (сколько-нибудь подробное из­ложение истории музыкально-социологических идей воз­можно лишь в объемистой монографии), следует крат­ко сказать о современной музыкальной социологии за рубежом.

Условия общественного бытования и функционирова­ния музыки в Западной Европе и США 20—60-х годов XX века существенно изменились по сравнению с пред­шествующей эпохой. В этой области не могли не ска­заться важные сдвиги во всей социальной и художест­венной жизни: выход на общественную арену и приоб­щение к современной культуре новых широких слоев населения, обострение социальной борьбы, активное внедрение искусства в общественную жизнь и в быт с помощью массовых средств коммуникации, в том чис­ле — рожденных научно-технической революцией, его ин­тенсивная, всепроникающая коммерциализация и ча­стичное превращение в отрасль «индустрии развлече­ний».

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, пластинок, а затем телевидения и магнитофонных записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были заду­маться люди самых разных занятий, в том числе фило­софы, политики, писатели. Интересные размышления на эту тему можно найти, например, в книгах Томаса Ман­на («Доктор Фаустус») и Германа Гессе («Игра в би­сер»). Острая критика не только бессодержательной виртуозной оперы, дающей слушателям лишь примитивное чувственное наслаждение и служащей «звуколакомством» для них («кулинарной оперы»), но и той совре­менной публики, которая признает исключительно этот жанр и вообще воспринимает музыку потребительски, содержится в ряде работ Бертольта Брехта.

Известны также многочисленные любопытные, а за­частую весьма глубокие высказывания о музыкальной жизни нашей эпохи, о публике, о ее взаимоотношениях с музыкой, принадлежащие многим зарубежным ком­позиторам XX века. Среди них И. Стравинский, не раз говоривший о воздействии публики на творчество ком­позитора («Музыкальная поэтика», диалоги с Р. Крафтом), отметивший разлагающее воздействие на слушателей слишком легкой доступности музыкальных впечатлений благодаря новым техническим средствам («Хроника моей музыкальной жизни»). А. Шенберг, се­товавший на упадок музыкального вкуса аудитории и распространение пошлости (статьи, письма, «Стиль и идея»). Б. Барток, видевший в музыке средство взаим­ного общения и сближения народов (работы о фоль­клоре). А. Онеггер, обличавший коммерциализацию музыкальной жизни в буржуазном обществе («Я — ком­позитор»). П. Хиндемит, много размышлявший о совре­менной бытовой музыке и выражавший острою тревогу из-за насаждения развлекательности и загрязнения ок­ружающей музыкальной (и — шире — звуковой) среды («Мир композитора», лекция «Умирающие воды»). Г. Эйслер, давший во многих работах проницательный социально-классовый анализ музыкальной культуры XX века, указавший на ее глубокий раскол в капитали­стических странах, призывавший вернуть музыке дейст­венную социальную силу («Строитель новой музыкаль­ной культуры», «Кое-что о положении современного композитора», «Письмо в Западную Германию»). Б. Бриттен, неустанно подчеркивающий, что миссия композитора — писать для людей, нести им радость, быть полезным народу, удовлетворять различные, в том числе совершенно конкретные, прикладные потребности общества (речь при получении премии Аспена).

Актуальные музыкально-социологические проблемы (и в первую очередь—вопрос о взаимоотношениях му­зыки и публики в современных социальных и техниче­ских условиях) затрагивают в своих высказываниях и многие выдающиеся европейские и американские испол­нители (П. Казальс, В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, Г. Гульд и др).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса