Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Из истории музыкально-социологических идей

Одновременно они рас­сматривают возможности избежать подобных последст­вий в социалистическом обществе1.

Интересные эстетико-социологические работы посвя­щены народности и массовости музыки2, современной массовой музыкальной культуре3. Продолжается также характерная для русского клас­сического и советского музыкознания традиция рассмот­рения жанров в музыке в связи с их жизненным пред­назначением и условиями функционирования. Она полу­чила ныне широкое развитие в советской музыкальной фольклористике при изучении жанров народной музыки (работы Ф. Рубцова, И. Земцовского, Л. Мухаринской, В. Гошовского и др )

С неменьшим успехом используются элементы социологического подхода по отноше­нию к жанровым истокам профессионального творчест­ва, что позволяет исследователям увидеть нечто новое даже в давно знакомых явлениях.

Вот несколько примеров. В книге В. Конен «Театр и симфония» (М., 1968) с неожиданной стороны показа­но развитие симфонической музыки в XVIII веке: открылось, что самые, казалось бы, на наш взгляд, отвлеченные, обладающие «чисто музыкальной» вырази­тельностью темы симфоний и «имманентные» законо­мерности их драматургии генетически связаны с вне-музыкальными явлениями быта и искусства той же эпо­хи (в частности, театра), причем слушатели свободно воспринимали их конкретный образный смысл именно благодаря возникавшим ассоциациям с современными им бытовыми жанрами и театральной музыкой. Среди свежих, будящих мысль страниц учебника Л. Мазеля и В. Цуккермана «Анализ музыкальных произведений» (М., 1967) и их других аналитических работ последних лет многие посвящены обнаружению связей симфониче­ских аллегро Бетховена, прелюдий Шопена, си-минорной сонаты Листа и тому подобных инструментальных произведений с бытовыми жанрами и раскрытию соот­ветствующих образных ассоциаций. В книгах А. Должанского «Музыка Чайковского. Симфонические произ­ведения» (Л., 1960) и «24 прелюдии и фуги Д. Шостако­вича» (Л., 1963) особо интересны те характеристики и анализы, которые выявляют жанрово-бытовую основу музыкальных тем, считавшихся по традиции лишенными такой основы. Аналогичные открытия содержатся и в ряде других новейших исследований, посвященных Ба­ху, Бетховену, Шостаковичу... Общая социологическая теория жанра развита в кни­ге В. Цуккермана «Музыкальные жанры и основы му­зыкальных форм» (М., 1964), в упомянутом учебнике Л.Мазеля и В. Цуккермана и некоторых других работах.

Наконец, постепенно усиливается социологический аспект в исследованиях музыкального восприятия. Хотя главнейшие из этих исследований по-прежнему лежат в русле теории музыки или индивидуальной психологии, все же в последние годы они стали в большей мере со­прикасаться с социологией или социальной психологией, благодаря чему в них раскрываются некоторые законо­мерности не только личного, но и группового и общест­венного восприятия2

Итак, музыкальная социология в СССР переживает сейчас период значительного оживления и подъема. Но жизнь требует еще более интенсивного развертывания исследовательской работы как в теоретической области, так и в практической. Крупные представители советско­го музыкознания признают сегодн

Остается добавить, что такое сближение должно идти одновременно с обеих сторон, причем оно принесет тем большие плоды, чем большую заинтересованность и активность проявят не только со­циологи, но и музыковеды.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса