Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Предмет, структура и методы социологии музыки

Этого не произошло бы, если бы вопрос был сформулирован так: «Когда Вы были последний раз в театре? Какой спектакль смотрели?». По интервалу между датами опроса и последнего увиденного спектакля (то же относится, конечно, и к филармоническим или эстрадным концертам) можно определить среднюю частоту посещения театра данным лицом (случайные отклонения в ту или иную сторону в ответе одного человека «погасятся» в массе), причем вторая половина стимулирует опрашиваемого ответить правдиво.

Однако для успеха социологической работы мало и владения методикой опроса. Накопленные сведения, кипы анкет, таблицы, колонки цифр — все это отвечает только на вопросы «что» и «как». Следовательно, это не социология, а статистика, дающая лишь материал для постановки социологических проблем. Решить же их — и даже правильно поставить — нельзя без понимания хотя бы основных закономерностей общественного функционирования музыки. Иначе невозможно выдвинуть гипотезу, которая должна определить программу работы, сформулировать задачи исследования и те вопросы, которые должны быть заданы «испытуемым».

Без теории невозможно также оценить и истолковать полученные результаты. Например, как определить по данным опроса степень музыкального развития («музыкальную культурность») какой-либо части населения, если не разработан? теория слушательских групп? Чем объяснить неожиданную популярность какой-либо песни, если не раскрыты законы популярности этого жанра в целом?

Может показаться, что здесь образуется заколдованный круг: чтобы создать теорию, надо располагать фактами, а чтобы добыть их посредством конкретных исследований, надо иметь теорию. Но следует учесть, что современная социология музыки все же начала не на пустом месте. Основы теории существуют, конкретные исследования проводятся, и речь идет лишь о повышении их эффективности, залогом чего и служит развитие теории.

К тому же нельзя забывать и о таком неисчерпаемом источнике социологических фактов, как история музыки. И в нашей научной литературе и в зарубежной опубликованы многие ценные документы, свидетельства современников и другие сведения о бытовании и общественном восприятии музыки в разные эпохи. Разумеется, и они требуют критического отбора. Но сама многочисленность их, при совпадении основных данных, должна в большой мере служить гарантией достоверности. На этом материале можно построить обобщающие теоретические концепции, которые затем будут проверены и уточнены в исследованиях современной музыкальной жизни.

Следовательно, музыкальная социология становится наукой лишь с переходом на теоретический уровень. А это — уровень отыскания закономерностей путем анализа и обобщения фактов. Методы анализа, которые могут применяться (и частично уже применяются) этой наукой, разнообразны. Некоторые из них свойственны социологии в целом — например, метод «контент-анализа» источников (расчленение их содержания на отдельные значимые элементы, подсчет количества элементов каждого вида во всей совокупности источников и выяснение того, как соотносятся между собой в этой совокупности разные виды элементов). Другие могут быть взяты от исторической науки. Таков, к примеру, метод реконструкции отдельного события или целой эпохи посредством систематизации разрозненных единичных фактов, выявления закономерностей, которые действуют в уже известной нам области, и их экстраполяции на те области, где имеются пробелы в фактических сведениях.

Наконец, музыкальная социология может и должна использовать в своих целях отдельные методы музыковедческого анализа. Предположим, мы хотим узнать, что именно нравится сегодня слушателям в легкой музыке: какие жанры, интонации, ритмы? Можно опросить слушателей, причем тогда надо взять достаточно большую и представительную группу, задать ей много тщательно сформулированных и тонко дифференцированных вопросов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса