Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Предмет, структура и методы социологии музыки

Одно из них — его можно условно назвать музыковедческим — видит в музыкальной социологии учение о социальных проблемах истории и теории музыки, которое должно в качестве особой научной дисциплины дополнить собою традиционные области музыкознания. Речь, следовательно, идет о создании «социальной истории» музыки и ее «социальной теории», которые развивались бы параллельно с обычными, «несоциальными». Подобное понимание задач музыкальной социологии обусловлено тем, что буржуазное музыкознание по-прежнему почти не занимается изучением общественных предпосылок и связей музыкального искусства. Следовательно, в условиях, когда история и теория музыки включают социальные проблемы в круг своего внимания, «музыковедческая» социология музыки оказывается ненужной, так как она попросту дублирует другие разделы музыкальной науки. Характерно в этом смысле признание крупного австрийского ученого К - Блаукопфа, сделанное им в 1950 году в первом издании его книги «Музыкальная социология» и повторенное в 1972 году во втором издании: «Музыкальная социология пытается охватить создание и воспроизведение музыки в связи с историческим процессом развития человеческого общества. Существование этой особой научной дисциплины — музыкальной социологии — свидетельствует о том, что музыкознание как таковое не выполняет или еще не полностью выполняет требование выяснить общественные мотивы исторического изменения музыки. По существу, мы не нуждались бы ни в какой особой социологии музыки, если бы музыкознание всесторонне отвечало своим задачам»'.

Характерно, что сам Блаукопф в книге «Музыкальная социология» исследует в основном проблемы акустики, истории и теории музыки, а именно — эволюцию музыкально-звуковых систем (возникновение многоголосия, исторический характер консонансов и диссонансов, различные виды диатоники, хрома тки и атональности, разные нетемперированные строи и т. д.) '.

Второе направление, которое обычно именуют эмпирическим (оно может быть названо также «чисто социологическим»), считает, что музыкальная социология должна изучать распространение и потребление музыки в обществе и отношение к ней различных общественных слоев. Точнее говоря — поведение групп людей, различаемых по их роли в распространении и потреблении музыки. Эти группы основной представитель указанного направления А. Зильберман назвал «социо-музыкальными». По его мнению, музыкальную социологию должны интересовать следующие задачи:

«1) общая структурно-функциональная характеристика социально-музыкальной организации, исходящая из взаимодействия индивидуумов в группах ради удовлетворения ими своих потребностей;

2) изучение связи и соотношения между социо-музыкальной организацией и социо-культурными изменениями;

3) структурный анализ социо-музыкальных групп в аспекте функциональной взаимозависимости их членов, поведения этих членов, формирования и проявления (внутригрупповых) ролей и норм, осуществления контроля;

4) типология групп, основанная на их функциях;

5) практическое прогнозирование и планирование основополагающих изменений в отношении музыки, ее жизни и области ее воздействия»'.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса