Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Предмет, структура и методы социологии музыки

«...Широко говоря, социологический метод в истории искусства означает рассмотрение искусства как одного из проявлений общественной жизни»'. Ё полном соответствии с этим общепринятым тогда положением под музыкальной социологией в 20-х годах подразумевалась существовавшая наряду с музыкознанием и музыкальной эстетикой особая наука о музыке как общественном явлений. Такое понимание, унаследованное от дореволюционного периода (когда Плеханов и другие авторы видели в социологии искусства универсальную науку о взаимоотношениях искусства и общества), было в известной мере вынужденным. В первые годы Октября представители и академической эстетики, и традиционной истории и теории музыки, как правило, продолжали изучать музыкальные явления вне их социальной обусловленности. А революционная эпоха потребовала немедленного, безотлагательного обращения исследователей к таким проблемам, как классовый характер искусства, отражение общественной жизни в его содержании, зависимость его исторического развития от экономических условий и т. п. Разработкой этих вопросов и занялась общая социология искусства, а применительно к музыке — музыкальная социология. Следовательно, в то время она была наукой обо всех социальных проблемах и аспектах музыки, в том числе и о тех, которые, с сегодняшней точки зрения, входят в предмет других отраслей музыкознания. (Кстати говоря, и в книге М. Вебера основное внимание уделено такому вопросу, как происхождение европейской звуковой системы и социально-историческая обусловленность ее эволюции, чем в наши дни занимаются история и теория музыки.) Уже в 30-х годах советское музыкознание в основном овладело принципами исторического материализма. Социальный подход к музыке стал обязательным условием всех исследований.

Поэтому вопросы общественного содержания музыкального творчества и его социальной (вчастности, классовой) обусловленности перешли от музыкальной социологии к истории и теории музыки и к музыкальной эстетике. Социология музыки на время перестала существовать в СССР как самостоятельная дисциплина. Положение вновь изменилось в 60-х годах, когда наша страна вступила в период развитого социалистического общества. Новые условия и требования общественной и культурной жизни, связанные, в частности, с научно-технической революцией и повсеместным распространением таких массовых средств коммуникации, как радио, телевидение, звукозапись, привели к возрождению социологии искусства, включая музыкальную социологию. Но естественно, что ее предмет не мог уже оставаться прежним. Начались дискуссии о новом его определении.

К тому времени на Западе накопилась обширная литература по социологии музыки. Ее вопросы стали включаться в повестку дня научных конгрессов. При этом оказалось, что за названием «музыкальная социология» стоят труды и выступления фактически по всем вопросам взаимоотношений музыки и общества, в том числе — об отражении социальной действительности в серьезных и развлекательных жанрах, об общественной обусловленности музыкально-звуковых систем, инструментария и технических средств распространения, об условиях деятельности и социальных функциях музыкантов и музыкальных учреждений. Особенно большое место занимают исследования временной публики и воздействия на нее радио, телевидения, пластинок.

Такая пестрота тематики (отчасти напоминающая положение, существовавшее в 20-х годах в советской музыкальной социологии) объясняется разнобоем в мнениях западных ученых о предмете науки. Здесь имеются по крайней мере три различных направления.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса