Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Александр Николаевич Скрябин. Биография

16 января 1872 года родился Александр Николаевич Скрябин (ум. в 1915 г.) - русский композитор, пианист, педагог.

Его отец был дипломатом, а мать - пианисткой. Вероятно, от нее Скрябин унаследовал музыкальные способности и любовь к музыке. Музыкальное дарование Скрябинa проявилось рано. Уже в детстве он стал брать уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса, и Н. С. Зверева. С 1882 по 1889 гг. Скрябин обучался в Московском кадетском корпусе. Затем он поступил в Московскую консерваторию на класс фортепьяно к В. И. Сафонову, и в 1892 году блестяще закончил ее. В консерватории Скрябин занимался контрапунктом у С. И. Танеева, а композицией у А. С. Аренского.

В это время юный композитор уже имел солидный репертуар из собственных сочинений. Давая концерты в России и за рубежом, он исполнял не только произведения великих музыкантов, но и свои собственные сочинения, которые благодарная аудитория неизменно встречала с большим энтузиазмом. Меценатом Скрябина в это время был М. П. Беляев. Он на свои деньги издавал сочинения молодого композитора и субсидировал его концертные поездки.

В 1904-1910 Скрябин с небольшими перерывами жил и работал в разных европейских странах. К этому же времени относятся его первые гастроли в США. Помимо сочинительства великий композитор занимался и педагогической деятельностью. В 1898-1903 годах он занимает место профессора Московской консерватории по классу фортепьяно, совмещая консерваторские занятия с преподаванием в музыкальных классах Екатерининского института в Москве.

В творчестве Скрябина представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг. им были созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1-3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром. В 1900-х гг. к перечисленным произведениям прибавились 3 симфонии, 4-10-я сонаты и принесшие ему мировую известность поэмы для фортепьяно (в т. ч. "Трагическая", "Сатаническая", "К пламени"), Кроме того в его творческое наследие входят такие симфонические произведения, как "Поэма экстаза" и "Прометей" ("Поэма огня"), написанные в более поздний период. В своей музыке Скрябин отразил бунтарский дух времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились душевный порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование и утончённая одухотворённая лирика.

Произведения Скрябина, экстатичные, словно бы объятые устремленным к неведомым космическим сферам порывом, отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. Творчество Скрябина несет в себе идею преобразующей силы искусства. Венцом своих творений Скрябин мыслил загадочную "Мистерию", в которой объединяются все виды искусства - музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет.

Скрябин неповторимый новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров. Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света, что связано с обращением к цветному слуху.

Творчество Скрябина оказало серьезное влияние на фортепьянную и симфоническую музыку 20 в. В особенности, дальнейшее развитие получили идеи синтеза музыки и света.


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса