Великие композиторы Великие композиторы Великие музыканты Великие музыканты
Игра на фортепиано Моя биография Обучение детей Уроки музыки О себе / Фотоальбом Методики обучения Контакт


Монюшко Станислав. Биография

Монюшко Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, - 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827- у А. Фрейера (фп., орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837-1840 - у Ф.Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине.

1-е изданное соч. - "Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840-58 Монюшко жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фп. и композиции (среди учеников - Ц. Кюи), с 1850 Монюшко дирижировал в оперном театре, вёл большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 Монюшко работал над песнями, которые объединил в сборники "Домашние песенники" (сб. 1-6 изд. в 1844-59; 7-12 -посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал ок. 400) Монюшко вслед за Ф. Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля - использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка.

С 1858 Монюшко работал в Варшаве, был дирижёром "Театра Бельки"; в 1864-74 - профессор Музыкального ин-та (среди учеников - З. Носковский, X. Ярецкий). Монюшко внёс национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку ("Остробрамские литании", 6 месс, в т. ч. "Петровинская"). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения Монюшко (фантастическая увертюра "Сказка", посв. Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин", 1856, "Военная", 1857, и др.).

Но главная заслуга Монюшко - создание первой национальной оперы. Его оперный дебют - "Галька" (концертное исполнение, 2-актная ред., 1848, пост. 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая ред.- 4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в т. ч. в "Танцах горцев"), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве Монюшко написал и поставил свои комические оперы "Сплавщик леса" (1858), в которой дал образы крестьян, "Графиня" (1860) и "Честное слово" (1861) - сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер Монюшко - "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере "Пария" (1869). Музыкально-сценические произведения Монюшко (им написано св. 15 опер, неск. водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами.

Среди других произведений - ок. 50 пьес для фп., вокальные ансамбли, хоры. Монюшко совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 - неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 - авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество Монюшко. В 1858 Монюшко посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество Монюшко - одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры - получило признание в других странах, особенно в славянских.


Музыка древней Греции и Рима Музыка древней Греции и Рима О музыкальном искусстве. А.ОНЕГГЕР О музыкальном искусстве. А.Онеггер Социология и музыкальная культура Социология и музыкальная культура Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура античности и раннего средневековья Музыкальная культура Ренессанса Музыкальная культура Ренессанса